О Кыргызстане

В данную справку я постараюсь включить всё то, что считаю важным знать туристу, местному или иностранному, который решил путешествовать на велосипеде по Кыргызстану. Всё же я живу тут всю жизнь, обкатал большую часть республики и могу с уверенностью говорить о тех или иных вещах.

Кыргызстан — это, в первую очередь, страна которая привлекательна своей географией. Неимоверные природные красоты, равным которым в мире довольно мало, примечательны еще и тем, что практически не затронуты цивилизацией. Это обстоятельство сразу заставляет обозначить одну очень важную вещь: Кыргызстан — идеальный вариант для дикого путешествия, и крайне плохой для поездки с удобствами. Т.е распространенный в Европе «туризм с кредитной карточкой», в Кыргызстане окажется совершенно провальной затеей. Зато здесь можно проверить себя и свой характер на прочность и ощутить себя настоящим путешественником, который может надеяться только на себя и на тех кто рядом. Также, из-за специфичности рельефа, полноценный велосипедный туризм в Кыргызстане возможен только на горных велосипедах — асфальтированных дорог в стране крайне мало. Как раз о географии, рельефе и дорогах нужно рассказать в первую очередь.

География

Кыргызстан, это центральноазиатская республика, больше трёх четвертей территории которой покрывают горы. Большая часть этих гор относится к горной системе Тянь-Шаня, которая тянется с востока на запад. Горы на юге страны относятся к горной системе Памира и называются Памиро-Алайскими. Горы являются, по сути, и самой примечательной частью страны, которая оттеняет все прочие, в том числе и для велотуриста. Перевалы и дороги в Кыргызстане горах могут проходить на запредельной высоте: 4000 метров для перевала — это обыденность. И к этому надо быть готовым, так как без умения «крутить» в гору, в Кыргызстане далеко не уехать.

Как и во всякой горной местности, в Кыргызстане множество рек, крупнейшими из которых являются Нарын и Чу. Вообще, страна очень богата чистой водой, а потому практически невозможно оказать в месте, где бы её бы не было — как в горах, так и в населённых пунктах. Есть в стране и озёра, хотя крупных всего три — это Иссык-Куль, Сон-Куль и Чатыр-Куль. О первых двух подробнее я расскажу ниже.

Лесов в стране практически нет, за исключением еловых зарослей, которые можно встретить в горах практически на всей территории Кыргызстана, но в общем и целом они занимают довольно маленькую площадь и уникального орехового леса Арсланбоб, который находится на юге республики. К слову, Арсланбоб является родиной грецкого ореха, ныне распространённого по всему свету. Грецким же его называют лишь потому, что доходивший до южных пределов Кыргызстана Александр Македонский привёз его в родную Грецию, благодаря чему он и получил своё название.

Как уже говорилось выше, горы и природа в Кыргызстане почти не тронуты цивилизацией и хорошим примером этого будет то, что на всю страну в Кыргызстане только две(!) дороги магистрального значения. Обе связывают южную и северную часть страны между собой. А потому за пределами этих двух дорог начинается настоящий рай для велотуриста — множество грунтовых трасс, которые пролегают через бескрайние горные просторы и по которыми можно добраться в любую точку страны. Без шуток — действительно можно проехать всю страну вдоль и поперёк практически не оказываясь на асфальте или в населённых пунктах.

Социальные и политические аспекты

Официально в стране как разговорные закреплены кыргызский и русский языки. Но следует учесть, что русский, преимущественно, понимают только в северных областях страны, тогда как на юге больше в ходу кыргызский и узбекский. Столицей Кыргызстана является город Бишкек, который также является и самым населённым городом страны. В Бишкеке может сложиться впечатление, что вся страна является русскоговорящей, но это впечатление ошибочное — за пределами Бишкека и Чуйской области объясниться на русском уже будет гораздо сложнее, а где-то и вовсе невозможно.

Кстати, об областях. Территория Кыргызстана разделена на 7 областей, а именно Чуйскую, Иссык-Кульскую, Таласскую, Нарынскую, Джалал-Абадскую, Ошскую и Баткенскую. Культурно и географически области мало отличны друг от друга, хотя в масштабах всего Кыргызстана есть небольшие отличия северных областей от южных, которые обусловлены историческими причинами. В основном отличия языковые и культурные: так, исторически, жители северного Кыргызстана были кочевниками-скотоводами, тогда как южане в основном занимались земледелием.
Крупных городов в стране немного: милионник всего один и это Бишкек. В остальных крупных города проживает от 250 до 20 тысяч человек. Всего в Кыргызстане насчитывают 6 миллионов человек, из чего становится ясно что больше половины населения страны проживает в сёлах.

Аэропортов принимающих международные рейсы в стране всего два — в Бишкеке и Оше. Железнодорожного сообщения в между областями стране нет, за исключением функционирующей только летом железной дороги из Чуйской области в Иссык-Кульскую.
Цены на еду в стране довольно низкие, притом большой разницы между городами и сёлами или областями нет. Везде продукты будут стоить примерно одинаково. То же самое касается и кафе со столовыми — они дешёвые, но бывают только в городах или придорожных сёлах.

Велосипедная культура в стране развита плохо. Мало как самих велосипедистов, так и практически отсутствует велосипедная инфраструктура. Иными словами, если с вашим велосипедом что-то не так, то починить его, приобрести какие-то запчасти можно будет только Бишкеке. Отсутствие велосипедистов также влияет и на их восприятие на дороге: культура вождения в Кыргызстане находится на очень низком уровне, а потому велосипедисту на дороге следует быть крайне внимательным. Зачастую даже сотрудники ГАИ могут не знать где место велосипедиста на дороге, не говоря уже о простых водителях.

Разумеется, надо сказать о социальном положении страны и отношении людей к велотуристам. Экономически Кыргызстан страна не очень богатая, но вместе с тем нельзя сказать что здесь царит какая-то нищета. Страна по уровню жизни вполне сравнима с республиками бывшего СССР, где-то отставая, а где-то и перегоняя соседей. Политически также достаточно стабильна, несмотря на известные многим политические перевороты в 2005 и 2010 году. Законодательно страна светская, среди религиозных течений преобладает ислам (80% населения).

Если говорить об отношении к туристам, то надо сказать что оно исключительно дружелюбное, причём чем дальше от крупных городов, тем лучше. Как и в большинстве азиатских стран, культура гостеприимства в Кыргызстане занимает очень важное место, а потому в случае каких-то проблем, можно и нужно обращаться за помощью к местным жителям. Но разумеется, совсем расслабляться не стоит и всегда соблюдать минимальные меры предосторожности: не оставлять велосипед и вещи без присмотра, не ставить ночлег в слишком людных местах, близ дорог и мест отдыха населения и так далее.

Достопримечательности для велосипедиста

Конечно же, Кыргызстан полон красивейших мест, но многие из них недоступны на велосипеде  из-за большой высоты и сложного рельефа. И здесь упомянуты те места, где на велосипеде побывать можно и нужно. В первую очередь это горные озёра, — Иссык-Куль и Сон-Куль — которыми славится страна.

Иссык-Куль — это уникальное горное озеро, с весьма нетипичным для горной местности размахом, которое находится на высоте в 1700 метров. Это второе по величине горное озеро в мире и первое по глубине (700 м), находится в горной котловине между двумя крупными хребтами. Окруженный со всех сторон горами, Иссык-Куль представляется из себя не имеющий аналогов природный заповедник, сочетающий в себе морской и высокогорный климат. Иссык-Куль крайне приятен для велотуризма — обилие пустых диких пляжей, тянущаяся вокруг озера дорога, 400 километров хребтов и перевалов, окаймляющие озеро и крайне впечатляющие по красоте виды. Бесспорно, это главная достопримечательность Кыргызстана.

Сон-Куль, также, заслуживает отдельного описания. Не обладая особым размахом или глубиной, данное озеро примечательно своей большой высотой (3000 метров), и очень привлекательно для дикого туризма, так как Сон-Куль практически полностью безлюден — во всей Сон-Кульской долине нет ни одной жилой постройки, а на его берегах в тёплый сезон живут лишь кочевники в юртах. Озеро пресное и достаточно тёплое, несмотря на большую высоту.

Отдельного внимания заслуживают красивейшие высокогорные перевалы, которые почти недоступны автомобилю, но доступны велосипедисту. Такие перевалы как Кегеты, Каракол, Кек-Айрык, Тосор, Джуку, ряд сон-кульских перевалов и многие другие, станут тяжелым, но запоминающимся на всю жизнь испытанием для велотуриста.

Тоже самое можно сказать о малочисленных горных долинах, таких как Джумгал, Арабель, Суусамыр, Ак-Сай и конечно же Фергана. Ездить по ним на велосипеде — это особое удовольствие.

Если говорить о каких-то культурных достопримечательностях, то Кыргызстан на них небогат. Из наиболее заметных творений рук человеческих можно отметить башню Бурана — остаток древней столицы государства Караханидов, Таш-Рабат — караван-сарай, стоящий когда-то на Шёлковом пути и служивший перевалочным пунктов для караванов, идущих из древнего Китая в Европу и обратно. Из более древних памятников культуры есть достаточно большое количество петроглифов — первобытных рисунков на камнях и скалах. Самым известным из таковых мест является Саймалуу-Таш в Нарынской области — огромное собрание высеченных на камнях древних рисунков, располагающееся на высоте в 3000 метров. Также есть незначительное количество буддийских памятников, в виде высеченных на камнях символов и изображений, которые можно встретить в северных областях Кыргызстана.

Перечисление всех красивых мест Кыргызстана, дело поистине бесполезное. Практически каждый уголок (и это не преувеличение) заслуживает особого внимания, и если вы неравнодушны к горам, то полюбите нашу страну всем сердцем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Enter+Ctrl.