ПДД для велосипедистов

Информация о правилах дорожного движения для велосипедистов в Кыргызстане практически отсутствует, во многом потому, что велосипедистов на дороге слишком мало и относятся к ним несерьёзно. Парадокс, но в моей личной практике катания на велосипеде, нередки были случаи, когда даже сотрудники ГАИ не могли указать на место велосипеда на дороге или и вовсе давать советы противоположные тому, что написано в ПДД. Что уж говорить об обычных велосипедистах, которые зачастую проворачивают на дорогах совершенно невероятные вещи, ставящие под угрозу как их собственную безопасность, так и безопасность окружающих.
Я решил хоть немного исправить эту ситуацию, и подготовить небольшой список правил и рекомендаций, которым, без сомнений, стоит следовать если, вы хотите передвигаться по городу на велосипеде относительно безопасно.

Велосипед = автомобиль

Велосипедист, по кыргызстанским законам, является полноправным участником дорожного движения, потому велосипед и автомобиль абсолютно равны на дороге! Нередки случаи, когда неграмотные водители пытаются согнать велосипедистов с трассы, но не стоит поддаваться на такое давление: по закону правы вы, а не они. Место велосипеда — на дороге.


Где ездить?

Велосипедисты старше 14 лет должны ехать по проезжей части, в один ряд и как можно ближе к правому краю дороги, но не прижимаясь к бордюру. Разумеется, желательно избегать автодорог с большим трафиком.


ПДД

Равноправие на дороге, подразумевает под собой не только права, но и обязанности. А потому велосипедисту необходимо ориентироваться в ПДД для автомобилей и соблюдать их основные положения: быть предсказуемым, ездить только на зеленый свет, не ездить по встречной полосе (этим очень часто грешат в Бишкеке), подавать сигналы о маневрах, обгонять только слева и т. д.

Не создавайте помех другим участникам движения и в каждый момент просчитывайте возможные варианты развития ситуации.


Тротуары

Весьма популярное в Бишкеке нарушение, когда велосипедисты на постоянной основе ездят по тротуарам.
Тротуар — место для пешеходов! Старайтесь не выезжать на тротуар без особой не обходимости и передвигайтесь только по безлюдным и широким тротуарам. Обращайте особое внимание на выезды из дворов, выходы из подъездов и магазинов, двери припаркованных машин.


Зебры

Важно: никогда не пересекайте пешеходный переход на велосипеде, так как это крайне небезопасно, особенно на улицах с большим потоком машин. Велосипедист движется с заметно большей скоростью, нежели пешеход, а потому идущий на большой скорости водитель авто может просто-напросто не успеть среагировать. По правилам, разумеется пересечение зебры на велосипеде запрещено. Для перехода по правилам, нужно спешиться с велосипеда и перейти дорогу ведя велосипед рядом с собой.

Также, двигающийся по проезжей части велосипедист должен уступать дорогу пешеходам, переходящим дорогу по зебре.


Скоростной режим

На первый взгляд звучит забавно: какой может быть скоростной режим у велосипеда, особенно в сравнении с машиной? Но на самом деле, ехать со скоростью большей чем 20-25 километров в час в черте города довольно небезопасно, так как водителям авто довольно сложно предугадать ваши действия, когда вы движетесь на большой скорости. Да и управление велосипедом заметно затрудняется, что в непредсказуемой городской среде может привести к печальным последствиям.


Сигналы

Культура велосипедных сигналов, столь широко развитая в европейских странах и России, почему-то совсем слабо прижилась в Кыргызстане. И это большая проблема — велосипед не имеет специальных поворотников, а потому велосипедист должен сам сигнализировать о своих дальнейших действиях автомобилистам. Именно потому использование сигналов должно стать для вас нормой при движении на автомобильной дороге.

Как правило, наиболее распространены и интуитивно понятны следующие сигналы:

  • Остановка — любая поднятая вверх рука
  • Правый поворот или перестроение — вытянутая правая рука
  • Левый поворот или перестроение — вытянутая левая рука

Поворот налево

Также весьма распостранённое нарушение на бишкекских дорогах.

Нельзя поворачивать налево или разворачиваться на дорогах имеющих больше одной полосы для движения в данном направлении. Чтобы совершить левый поворот на большом перекрестке, придется на время стать пешеходом и перейти дорогу по пешеходному переходу.

Другой вариант — проехать перекресток прямо, повернуть налево в правом ряду пересекаемой дороги и на зеленый свет вновь проехать перекресток прямо. На Т-образном перекрестке можно повернуть налево, не создавая помех другим транспортным средствам.


Знаки приоритета

На перекрестках действуют обычные правила приоритета, определяемые светофорами и знаками приоритета:

  • «Главная дорога»
  • «Уступите дорогу»

Помеха справа

На перекрестке равнозначных дорог уступает тот, у кого есть помеха справа. Простое, но редко учитываемое велосипедистами правило.

 


Будьте предусмотрительны

При приближении к плохо просматриваемому проезду или повороту, обязательно снижайте скорость, так как оттуда в любой момент может появиться автомобиль, пешеход или другой велосипедист. Также можно заранее подать звуковой сигнал при наличии звонка.


Движение в группе

Главное: движение в группе должно проходить в ряд, и ни в коем случае нельзя ездить выстраиваясь в цепочку поперёк дороги. Даже вдвоём движение бок о бок друг с другом весьма небезопасно, не говоря уже о большем количестве велосипедистов. Так вы подвергаете опасности себя и мешаете проезжающим автомобилям.

Двигаясь в группе, соблюдайте интервал не менее 1 метра друг от друга и держитесь не ближе 1 метра от бордюра. Первый в группе велосипедист должен подавать остальным сигналы о маневрах, а также ямах, трещинах и других препятствиях.


Будьте заметны

Велосипедист должен быть заметен на дороге. Велосипед должен иметь звуковой сигнал, белый фонарь или катафот спереди, красный фонарь или катафот сзади и по катафоту на колесах с каждой боковой стороны для езды в тёмное время суток. Все эти вещи стоят сущие копейки, зато заметно повысят вашу безопасность на дороге. Для дневной поездки лучше предпочесть яркую и бросающуюся в глаза одежду


Шлем

Кто бы что не говорил, но ношение шлема может очень выручить и даже спасти вам жизнь, а потому игнорировать его не стоит. Благо шлем вещь не дорогая, и даже самая простая и дешёвая модель сохранит вам здоровье.


Уход за велосипедом

Следите за техническим состоянием велосипеда, регулярно проверяйте исправность тормозов, люфты колес, педалей и рулевого управления, подкачивайте колеса.


Чего делать нельзя

Не держаться за руль хотя бы одной рукой

Перевозить грузы, выступающие за габариты больше, чем на полметра, или мешающие управлению велосипедом

Движение на велосипеде

  • ездить ночью без фонарей и катафотов
  • ездить в состоянии алкогольного опьянения
  • говорить по телефону во время управления велосипедом

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Enter+Ctrl.